4 марта проект Программы Развития ООН и Глобального Экологического Фонда «Устойчивый транспорт города Алматы» совместно с Акиматом города Алматы провел круглый стол, посвящённый реализации проекта строительства и эксплуатации системы легкорельсового трамвая в городе Алматы.
В мероприятии приняли участие эксперты отрасли, представители СПК г.Алматы и Управления пассажирского транспорта г.Алматы, представители инициативных групп, ВУЗов и СМИ.
Сессию выступлений открыл Гийом Триттер, эксперт отрасли, с презентацией «Как современная система ЛРТ помогает решить проблему перегруженности дорог в растущих городах». Господин Триттер на фактических примерах из разных городов и разных стран показал, как можно изменить город с помощью ЛРТ. Он отметил, что сейчас главная задача транспортных экспертов - предоставить горожанам такой вид транспорта, который был бы современным, безопасным и доступным всем категориям населения. «Трамвайная система является эффективной и гибкой. Эффективная — потому, что она способна перевозить большое количество пассажиров. Гибкая — потому, что при увеличении пассажиропотока в ней доступно соответствующее увеличение вместимости. Кроме того, эту систему можно считать энергоэффективной, ведь затраты энергии на поездку у трамвая в 2 раза ниже, чем у автобуса», сообщил г-н Триттер.
Далее выступил господин Марсин Варда, руководитель группы по подготовке проекта ЛРТ Алматы, с презентацией «ЛРТ vs трамвай. Обзор международных проектов и предложений для Алматы». Его презентация была посвящена более техническим деталям реализации проекта ЛРТ в Алматы, с демонстрацией карты предполагаемого маршрута легкорельсового трамвая. «Легкорельсовой трамвай является экологичным и красивым видом транспорта. Он может легко преобразить вид города, в качестве примера можно привести крупные французские города, турецкий город Кайсери, где уже несколько лет существует система ЛРТ», отметил г-н Варда. Пока в Алматы предполагается сделать одну линию ЛРТ, но в перспективе будет создана и вторая, которая будет в определенной точке пересекаться с линией метро, чтобы у пассажиров была возможность сочетать разные типы передвижения. Предполагается, что к концу текущего года будет проведен тендер для подрядчиков, и в 2018 году стартует строительство.
И завершила цикл выступлений госпожа Жаннат Салимова-Текай из Ernst & Young, которая рассказала о схеме финансирования транспортных проектов посредством государственно-частного партнерства.
На сессии вопросов и ответов общественность больше всего волновал вопрос выбора транспортного коридора для ЛРТ в Алматы, также важно отметить интерес участников круглого стола к судьбе закрытого на сегодняшний день трамвайного депо и в целом — к старой трамвайной системе Алматы: будет ли она задействована в проекте ЛРТ.
Была затронута также тема экологии, эксперты сообщили, что точные данные по сокращению выбросов CO2 в атмосферу можно будет получить в течении 2х месяцев, поскольку именно сейчас специалисты проводят такую оценку, которая включает в себя не только эффект от строительства ЛРТ, но и в целом — от преображения города.
Круглый стол прошел активно и вызвал большой интерес у общественности. Стоит отметить общее положительное отношение к изменению транспортной инфраструктуры города, т. к. на сегодняшний день уже становится понятно, что необходимо предпринимать срочные меры по повышению эффективности общественного транспорта Алматы, вместе с тем не забывая о сохранении окружающей среды.
С материалами мероприятия, а также с новыми презентациями проекта ГЧП ЛРТ можно ознакомиться по ссылкам ниже:
ЛРТ проект ГЧП - Круглый стол
Мировой опыт реализации проектов ЛРТ
LRT Almaty PPP
Construction of the LRT line in Almaty
Almaty LRT PPP Project Financial aspects