Проект "Устойчивый транспорт г.Алматы" в 2013-2014 гг. поддержал подготовку пред-ТЭО системы быстрых автобусных перевозок, которые доказали свою эффективность во многих городах мира как достойная альтернатива частным автомобилям. В 2015 году Акимат инициировал подготовку ТЭО системы БРТ для Алматы, которое сейчас проходит государственную экпертизу. Для того, чтобы горожане больше узнали о системах БРТ и поддержали этот проект, мы предлагаем ознакомиться с интервью с Хуаном Карлосом Муньесом: "Почему система BRT может быть полезной для города". Г-н Муньес является профессором кафедры транспортной инженерии и логистики. Совместно с Лаурель Пайе–Сикинз он написал книгу «Реструктуризация общественного транспорта с помощью системы скоростных автобусов». Ниже приводится его интервью глобальной образовательной платформе Meeting of the Minds.
"Основной альтернативой частным автомобилям в городах является общественный транспорт, он, в свою очередь, делится на два основных вида: рельсовый и автобусы. У каждого есть свои достоинства, и города должны стараться использовать оба этих вида. Однако во многих городах метрополитен является все еще очень дорогостоящим видом транспорта, или для него бывает недостаточно пассажиров, чтобы создать полноценную систему с приемлемой ценой. Система скоростных автобусов показала, что с помощью нее можно перевозить большое количество пассажиров, и при этом она эффективнее с точки зрения вложения средств.
Конечно, как вид транспорта BRT не может соревноваться с метро в плане количества перевезенных пассажиров, однако систему маршрутов BRT гораздо легче изменить и адаптировать под новые требования, к тому же они могут сочетать в себе как основные коридоры, так и подсоединять к ним выделенные полосы в разных районах города. Автобусы BRT могут также конкурировать с частными авто за пространство, часто это рассматривают как негативное явление, но на самом деле оно несет в себе полезный эффект. В городах, которые вкладывали средства в развитие метрополитена, до сих пор большое количество поездок совершается на автомобиле, потому что состав метро не видно на дороге. Машины продолжают ездить как обычно, в результате чего дорожная сеть испытывает перегрузку. В то же время, общественный транспорт, находящийся на поверхности, непосредственно конкурирует за городское пространство с машинами и становится более понятной альтернативой для владельцев авто, стоящих в пробке."
Какие аспекты обеспечивают наиболее эффективную работу системы BRT?
• Выделенные полосы для автобусов, чтобы избежать совместного использования дорожного полотна автобусами и автомобилями. Более предпочтительно разместить линию BRT по центру улицы.
• Использование больших автобусов для того, чтобы обеспечить комфорт для пассажиров, а не для того, чтобы взять как можно больше людей.
• Оперативность работы. Она не только позволяет людям добраться до мест назначения быстрее, но также повышает производительность транспортных средств, сокращает время ожидания и улучшает комфортность поездки, не требуя при этом увеличения количества транспортных средств. Быстрота является ключевым фактором для поддержания высокого уровня обслуживания и эффективности затрат.
• Возможность заранее купить билет, а также использование автобуса с несколькими широкими дверями, чтобы снизить время посадки и высадки пассажиров на остановке. Люди должны платить перед входом на станцию, а не возле входа в автобус. Станции должны быть большими, чтобы вместить много людей и обслужить больше одного автобуса за один раз.
• Хорошая система управления, чтобы избежать проблемы, когда автобусы двигаются друг за другом, вместо того, чтобы держаться на равном расстоянии. Необходимо оборудовать автобусы BRT системой управления светофорами, чтобы обеспечить приоритет движения на перекрестках.
• Размещение станций на существенном расстоянии друг от друга: по крайней мере дистанция должна быть не менее 500 метров, чтобы уменьшить количество остановок, увеличивая скорость движения в целом. Это заставит некоторых людей ходить или подъезжать к станциям на велосипеде, другие горожане будут использовать различные виды общественного транспорта, чтобы добраться до станций.
• Экспресс-маршруты также необходимы, не только для того, чтобы сделать поездки быстрее, но и для того, чтобы избежать простоев автобусов на станциях. В Системе Скоростных Автобусов максимальный уровень производительности устанавливается параметрами станции, а не техническими характеристиками автобусов или маршрутами. Станция без дополнительной линии для маневра не может пропустить больше чем 80 автобусов за один час. Таким образом, станции специально создаются большими, чтобы иметь возможность вместить несколько автобусов одновременно, у них также имеется дополнительное пространство для объезда у въезда и выезда со станции - это помогает экспресс-маршрутам и маршрутам с ограниченным количеством остановок не останавливаться и быстро проезжать станцию. Польза от наличия экспресс-маршрутов заключается в том, что они не позволяют перегружать станцию, уменьшают время поездки и ликвидируют необходимость в создании длинных остановочных комплексов.
• Система навигации и информирования пассажиров, включая сам бренд и дизайн, превращают систему BRT в привлекательный и узнаваемый символ города.
• Интеграция BRT с остальной транспортной системой. Необходимо создать систему интермодальных перевозок, включающую в себя: обычные автобусы, велосипеды, такси и даже автомобили. Данная система должна обеспечить горожанам быстрый доступ к станциям BRT, чтобы они могли быстро добраться до них из любой точки города.
• BRT как инструмент развития города. Система Скоростных Автобусов может стать проводником идеи Транзитно-ориентированного развития (ТОР). Смысл идеи заключается в постоянном использовании общественного транспорта горожанами в плотно застроенных городских районах, в которых система BRT появляется с самого начала их создания.
Как чиновники, мэры городов, предприниматели и другие заинтересованные лица могут способствовать продвижению BRT? Какие вы видите возможности для внедрения инноваций в BRT в будущем?
Здесь есть несколько трендов и возможностей. Первое направление – это сделать поездки на БРТ более привлекательными, чем поездки на автомобиле. Второе – это ошибочное представление о том, что общественный транспорт должен быть самоокупаемым, однако городам необходимо больше маршрутов, автобусов и частоты передвижения, чем транспортные предприятия могут себе позволить. Таким образом, города должны помогать общественному транспорту субсидиями, а также финансировать определенные операции. Не стоит забывать и про группу населения с низкими доходами: часть финансовых средств должны уйти на обеспечение доступа этой группы к системе BRT. Также мы должны держать в уме качество услуг - именно с помощью сервиса мы сможем привлечь автовладельцев к использованию общественного транспорта в долгосрочной перспективе. Мы должны понимать, что субсидии не только делают города более доступными для людей с разным уровнем доходов, но и более эффективными.
С полным текстом интервью можно ознакомиться по ссылке:
https://www.itdp.org/interview-with-juan-carlos-munoz-why-bus-rapid-transit-makes-sense-for-cities/