Официальный интернет-ресурс "Общественный транспорт г. Алматы"
воскресенье, 24 ноября 2024

Рынок такси и его регулирование

В обеспечении мобильности горожан такси играет важную роль. Однако концепция самой услуги по перевозкам пассажиров разнится от города к городу. Попытки привести ее к единому знаменателю предпринимались неоднократно. Но разные рыночные условия диктуют свои правила. Тем не менее, норвежский экономист Йорген Аархауг из Института экономики транспортной индустрии разработал некий алгоритм работ, который может позволить властям лучше контролировать рынок.

1) Адаптирование услуг такси под локальные проблемы, цели и условия рынка. 
Услуга по перевозке в принципе всегда локальна, поскольку не существует двух одинаковых городов. Но все же сама концепция может быть унифицирована на национальном уровне, (например, экостандарты, доступность и безопасность и тд.). Регулятор должен контролировать баланс между предложением и спросом в соответствии с политикой городского транспорта. В идеале, регулятор отслеживает производительность сервиса и вносит корректирующие меры в случае необходимости.
 

2) Качественный контроль. 
Необходимо выработать систему контроля, как за водителем, так и самим автомобилем. Опытные водители являются ключевым фактором в обеспечении общественной безопасности. Четкость критериев сокращает возможность экономии за счет качества. 
Критерии контроля качества могут выглядеть следующим образом: 
- Возраст автомобиля;
- Нормы выбросов газов;
- Доступность для маломобильных групп населения;
- Отличительная маркировка от других транспортных средств и тд.
 

3) Количественный контроль.
В большинстве развитых стран правила количественного контроля вступили в силу для решения конкретных проблем (например, перенасыщение рынка после того, как потерявшие работу во время Великой депрессии стали зарабатывать в такси). Здесь основным инструментом может стать лицензирование водителей.

4) Регулирование тарифов.
Устанавливание оплаты за проезд не требуется в районах, где преобладают такси по вызову. Но на рынке уличных такси должна быть некая система проверок на месте, чтобы оградить рынок от услуг с высокими ценами и низким качеством.
5) Наделение регулятора полномочиями.
Во многих странах перевозчики пассажиров практически не платят налоги с доходов. Именно поэтому регулирующий орган должен иметь за собой законодательную базу, адаптированную к локальным условиям рынка. Однако стандарты безопасности и качества могут быть закреплены на национальном или государственном уровне. Регулятор должен быть наделен соответствующим инструментарием (к примеру, юридическое право в отказе лицензии или аудиту производства услуг).

6) Изменение и поправки правил.
В случае необходимости внесения изменений в правила необходимо следовать следующему плану:
- Определить проблему. Оценить затраты.
- Определить наиболее подходящие пути решения проблемы.
- Определить итог изменений. 
Важнейшие условия для успеха:
- Вводить изменения в силу постепенною 
- Убедиться в наличии всей необходимой информации для оценки итогов поправок. 
- Если изменения не действуют согласно плану, определить причину и внести правки.

 

Источник: http://www.sutp.org/en/news-reader/six-recommendations-for-taxi-regulation.html