По информации экологического общества «Зеленое спасение», одним из основных загрязнителей воздушного бассейна города Алматы является автотранспорт. Как указывает Центр гидрометеорологического мониторинга, ежедневно в городе отмечается многократное превышение предельно допустимых концентраций (ПДК) таких вредных веществ, как диоксид азота, оксиды углерода, формальдегид и пыль.
Считается, что большая часть вредных выбросов принадлежит старым автомобилям. Акимат Алматы не раз озвучивал план запрета на въезд в город для областных автомобилей, а также необходимость запрета движения транспорта по центральной части города.
В 2009 году аким Ахметжан Есимов собрался ограничить передвижение грузового транспорта и тяжелых внедорожников по центру города в дневное время. Однако, бизнес, переживающий экономический кризис, настолько насторожился, что инициатива не двинулась дальше планов.
В 2013 году та же инициатива прозвучала от президента, когда акимом южной столицы также работал Ахметжан Есимов.
«Аким города находится здесь, я ему дал задание, чтобы ужесточить въезд в центр города автомашин. Должны оставлять (автомобили) там, за городом, и ехать сюда, в центр, городским транспортом», – сказал Назарбаев.
СМИ тогда назвали областной транспорт «вонючками» и процитировали;планы власти: «На въездах будут также построены четыре автовокзала, с которых в центр города и к станциям метро будут курсировать новенькие муниципальные автобусы на газу. На каждом автовокзале рассчитано по 5 тысяч парковок для тех, кого не пропустил экологический шлагбаум».
И уже в начале 2016 года аким Бауржан Байбек подтвердил, что у акимата есть план постройки больших стоянок для областных машин при въезде в Алматы, а должникам по экологическим штрафам будут ограничивать въезд на территорию города.
Не запрет, а маркировка
Менеджер проекта программы развития ООН в РК «Устойчивый транспорт города Алматы» Елена Ерзакович считает, что запрет – не решение.
«Вопрос развития города очень злободневный. В Алматы он приобретает такой оттенок: давайте закроем город для тех, кто извне. По мнению экспертов нашего проекта, такой подход является абсолютно неприемлемым. Мы не должны ущемлять граждан по месту их проживания, у нас есть свобода передвижения, поэтому мы не хотим рассматривать критерий «свой» или «чужой», – говорит г-жа Ерзакович. – Более понятным и приемлемым в Алматы может служить критерий экологичности автомобиля. Именно такие критерии сейчас применяются в мире».
Эксперт сравнивает покупку автомобиля с покупкой бытовой техники, на которой сегодня каждый образованный человек ищет стикер с указанием класса энергопотребления: нужно покупать класс А, точно не ниже B, а C надо игнорировать вообще. В отношении автомобилей производители дают такую же маркировку, но покупатели этого просто не знают, считает Елена Ерзакович.
Экомаркировка - комплекс сведений экологического характера о продукции, процессе или услуге в виде текста, графических или цветовых символов и других условных обозначений, наносимый на изделие, упаковку, этикетку и в сопроводительную документацию. Подтверждает соответствие товара или услуги определенным нормам безопасности для окружающей среды и потребителя. Инструмент экологической политики.
«Задача маркировки – информирование пользователей автомобильной техники об ее экологических характеристиках, идентификация экологического класса автотранспортного средства при его въезде на определенные городские участки, а также составление базы автотранспорта для реализации политических и административных мер городской политики», – перечисляет Елена Ерзакович.
Если говорить о мерах, то это, по ее словам, могут быть предоставление льгот и преимуществ при парковке, получение дополнительных бонусов при реализации разрешений на международные перевозки грузов, получение контрактов на обслуживание общественным пассажирским транспортом.
Зоны с низкими выбросами
На основании экологической маркировки автомобилей городские власти могут также вводить определенные меры для снижения количества выбросов в атмосферу. По словам эксперта, в Европе сейчас популярны зоны с низкими выбросами или зоны, свободные от автомобилей, их еще называют Low emission zones и используют аббревиатуру LEZ.
«Например, администрация Милана по экологическим критериям ввела запрет на въезд в те или иные зоны города. Вначале это касалось только грузового транспорта и позволило снизить нагрузку на районы, где наблюдалось наибольшее влияние автотранспорта на окружающую среду и население», – рассказывает она.
Такие зоны организуются, как правило, в городах с численностью более 200 000 жителей. В соответствии с определенным классом по выбросам, для автомобилей устанавливаются ограничения: административный запрет на въезд в зону или платность въезда.
«На конец 2010 года такие зоны были введены в 417 европейских городах, в целом ряде городов Латинской Америки, Китая, в крупных азиатских мегаполисах. Экологический эффект от этой меры отмечается в большинстве городов», – говорит Елена Ерзакович.
Так, например, в Риме (Италия) на 50% снизилось количество выбросов СО, а в городе Ла-Рошель (Франция) на 27%. Уровень PM10 снизился в Гетеборге (Швеция) на 33,2%, в Милане (Италия) на 16%, в Мюнхене (Германия) и Лондоне (Великобритания) на 6%.
Таблица 1. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВВЕДЕНИЯ «ЗОН С НИЗКИМИ ВЫБРОСАМИ» (ЗНВ), 2010
Город (страна) |
Снижение выбросов, % |
||||
---|---|---|---|---|---|
СО |
Углеводороды |
NOx |
PM10 |
СО2 |
|
Эйндховен (Нидерланды) |
|
|
7÷17 |
5÷10 |
|
Гетеборг (Швеция) |
|
6,1 |
7,8 |
33,2 |
3,6 |
Ганновер (Германия) |
|
|
10÷15 |
|
|
Ла-Рошель (Франция) |
27 |
|
|
21 |
22 |
Лондон (Великобритания) |
|
|
8 |
6 |
16 |
Милан (Италия) |
|
|
18 |
16 |
11 |
Мюнхен (Германия) |
|
|
23 |
6 |
|
Рим (Италия) |
50 |
|
35 |
10 |
0,6 |
Роттердам (Нидерланды) |
5*) |
|
5 |
|
|
Стокгольм**) (Швеция) |
14 |
|
8,5 |
13 |
|
Штуттгарт (Германия) |
|
|
7 |
5 |
|
Программа развития ООН в РК «Устойчивый транспорт города Алматы», презентация в рамках Urban Forum Almaty
Исследование, проведенное компанией PWC в 2010 году в 58 европейских городах, показало, что «экологические зоны» в 64% случаев вводятся только для грузовых автомобилей, в 45% случаев – для личных легковых автомобилей за исключением «экологически чистых», к которым относятся электромобили и «гибриды».
В 55% случаев для автомобилей, попадающих под ограничения, вводится плата, в остальных случаях – административный запрет.
64% LEZ (Low emission zones) характеризуются использованием современных высокотехнологичных решений в сфере контроля. 82% LEZ действуют круглосуточно, а 18% – только в дневное время. 67% случаев взимается плата за целый день, а в 33% – за одну поездку.
Выбросы и налоги
Многие страны мира вводят взаимосвязь налогов с выбросами автомобилей.
«У нас такой взаимосвязи нет, – говорит Елена Ерзакович, – у нас есть транспортный налог, и он, в основном, зависит от объема двигателя, или, как было одно время, от срока службы машины. Но во многих странах при покупке автомобиля, вы платите сразу за выбросы, условно говоря. И эти платежи достаточно значительны, и, с одной стороны, да, это повышает цену автомобиля, с другой стороны это приводит к более ответственному потреблению».
В Казахстане электромобили, которые мы условно относим к «не производящим выбросы», хотя нельзя сказать, что они абсолютно чистые, освобождаются от определенных налогов, и государство таким образом стимулирует переход на такие транспортные средства.
Таблица 2. СТРАНЫ ЕС С РЕГИСТРАЦИОННЫМ НАЛОГОМ, ОСНОВАННЫМ НА ВЫБРОСАХ СО2
Страны |
Факторы, учитываемые при расчете регистрационного налога |
Бельгия |
Объем двигателя + возраст + выбросы СО2 (Валлония) Выбросы СО2 + Стандарты Евро + топливо + возраст (Фландрия) |
Финляндия |
Цена автомобиля + выбросы СО2 |
Франция |
Выбросы СО2 от 2006 (141÷145 г/км) до 3600 € (свыше 250 г/км) |
Ирландия |
Выбросы СО2 |
Кипр |
Объем двигателя + выбросы СО2 |
Латвия |
Выбросы СО2 |
Мальта |
Выбросы СО2, выбросы загрязняющих веществ, длина автомобиля |
Нидерланды |
Цена автомобиля +выбросы СО2 |
Португалия |
Объем двигателя + выбросы СО2 |
Румыния |
Объем двигателя + выбросы загрязняющих веществ + выбросы СО2 |
Словения |
Цена автомобиля +выбросы СО2
|
Испания |
Выбросы СО2 от 4,75% (129÷159 г/км) до 14,75% (более 200 г/км) |
Программа развития ООН в РК «Устойчивый транспорт города Алматы», презентация в рамках Urban Forum Almaty
Мировой опыт для Алматы
Программа развития ООН в Казахстане «Устойчивый транспорт города Алматы», разрабатывая в 2013 году транспортную стратегию для города Алматы, уже проинспектировала законодательство Казахстана на предмет того, какие нормы нужно добавить, если страна соберется внедрить экомаркировку, кроме того организация предложила понятие зон с низкими выбросами или зон, свободных от автомобилей.
Предложения были переданы в Министерство энергетики РК в мае 2016 года. Как говорит Елена Ерзакович, на данном этапе не совсем понятно, какие лица или управления могут взять на себя ответственность за детальное обсуждение данного вопроса.
«Будем надеяться, что в ближайшее время Министерство энергетики и Министерство инвестиций и развития, в сферу деятельности которого входят вопросы транспортной политики, заинтересуются этими предложениями», – говорит эксперт.
По словам Елены Ерзакович, организация пока не предлагала модели по платному въезду в город, так как такие предложения должны строиться на базе полного объема данных и анализа трафика, как часть «комплексной схемы организации дорожного движения» – а результаты таких обследований, по ее словам, будут доступны после февраля 2017 года.
…Итак, на сегодняшний день мы знаем, что у акимата есть план ограничений на въезд для областных автомобилей, то есть власти города решили придерживаться запретительной модели. Насколько наш город прогрессивен и готов принять современные модели управления транспортными выбросами, рекомендованные ООН, – мы узнаем уже в следующем году.