Еще в прошлом году ведущие политики мира договорились о мерах по сокращению выбросов вредных веществ. Однако инициатива так и не увенчалась успехом. Для достижения каких-либо результатов необходимо мотивировать граждан к переходу на экологически чистый транспорт.
По данным Международного энергетического агентства, около 23% выбросов углекислого газа приходится на транспортную сферу, из которых три четверти составляют дорожные транспортные средства. Власти стран пытаются принять различные меры по сокращению выхлопных газов. Так, некоторые из них поднимают стоимость эксплуатации автомобилей путем создания новых налогов на бензин и дизельное топливо. Другие же облагают налогом авто со старыми эко-стандартами, одновременно повышая ежегодные транспортные сборы и увеличивая скидки на приобретение экологичных машин.
Так какие же налоговые меры оказались наиболее эффективными?
В своем исследовании Анна Aльберини и Маркус Барейт сравнили корректировку политики налогообложения в 26 кантонах Швейцарии с изменениями продаж новых автомобилей в каждом округе в период с 2005 по 2011 годы. Выяснилось, что ежегодные льготы для обладателей эко-автомобилей не оправдали ожиданий. Кроме того, эта мера также оказалась не столь эффективной по сравнению с повышением ежегодных сборов на владение старым транспортом. Но и рост ежегодного налога не дал должного эффекта, поскольку 16%-ная пошлина на бензин оказалась сопоставимой с 50%-ным налогом на владение старым авто.
Г-жа Альберини также считает, что автомобилисты воспринимают транспортные налоги как «цену» на выбросы в атмосферу. Однако ежегодный транспортный налог фиксирован и не зависит от пройденного автомобилем расстояния. Таким образом, подобные сборы не могут заставить ездить на старых авто меньше.
В то же время многие европейские страны предпочитают субсидировать покупку «зеленых» автомобилей, а не увеличивать налог на топливо. В итоге авторы исследования пришли к выводу, что привлекательная политика для автомобилистов редко бывает благоприятной для окружающей среды.