Официальный интернет-ресурс "Общественный транспорт г. Алматы"
четверг, 25 апреля 2024

Развитие систем ЛРТ в мире

Наш проект на протяжении последних трех лет неоднократно публикует материалы коллег по современным городским трамвайным системам. Предлагаем вам ознакомиться с материалами Международного союза общественного транспорта (МСОТ) относительно безопасности и экологичности систем легкорельсового транспорта (ЛРТ). Мы надеемся, что такая система вопреки всем доводам о том, что город пока не может себе позволить новый трамвай, появится и украсит Алматы.

Преимущества легкорельсового транспорта

Перспектива развития ЛРТ выглядит многообещающей: 80 городов либо уже строят, либо планируют строительство своей первой линии. По данным Международного союза общественного транспорта (МСОТ), ЛРТ сейчас возрождается как высокобезопасный транспорт.
Линии ЛРТ раскинулись по 53 странам на всех континентах и в общей совокупности ежедневно перевозят 45 млн. пассажиров в 388 городах. В 1950-1970 гг., пока одни страны совершили катастрофическую ошибку, избавляясь от трамвайных линий под давлением волны автомобилезации, другие занялись модернизацией подвижного состава и/или обособлением трамвайных путей. Так и родились проекты по созданию ЛРТ.
Вторая волна развития ЛРТ началась в середине 1980-х годов, когда частично разобранные линии, в особенности в странах Европы и Северной Америки, начали собирать вновь. Только в 2000-2015 гг. было открыто 70 новых ЛРТ систем. При этом в одном только 2016 г. было создано 289 км. линий в 19 странах мира. Новые системы открылись в Рио-де-Жанейро, Циндао, Быдгоще, Канзас-Сити, Сиэтле и Вашингтоне.
С начала 2000-х годов линии ЛРТ также появились на Ближнем Востоке, в Азиатско-Тихоокеанском регионе и Африке. В минувшем году две новые линии появились в Латинской Америке: Медельине (Колумбия) и между городами Сан-Висенте и Сантос (Бразилия).
ЛРТ может играть роль транспортной магистрали между средними городами (200-600,000 жителей), но также может служить в качестве подвозящих линий для метрополитенов с большей пропускной способностью или служить для транспортировки приезжающих на работу жителей пригородов в более крупных агломерациях.

(Количество линий ЛРТ, открытых за период с 1985 по 2015 гг.) 

 

Предпосылки для создания ЛРТ

Возрождение ЛРТ объясняется рядом преимуществ как для пассажиров, так и городов. При 22-60 метровой длине состава система способна перевозить от 3 до 11 тыс. пассажиров в час в одном направлении. Сопоставимую или большую пропускную способность могут предложить только метро, ЖД и в некоторых случаях БРТ (скоростной автобусный транспорт).
ЛРТ имеет хорошие характеристики в операционной скорости, прост в обслуживании, неприхотлив к погодным условиям и комфортен для передвижений. Кроме того, он экологичен: в среднем потребляет в семь раз меньше энергии по сравнению с автомобилями в расчете на одного пассажира и не производит выхлопов газа. Между тем, последние технологические разработки позволяют добиться еще большей энергоэффективности.
Легкорельсовый транспорт может также работать в городе и пригороде; на дорогах общего пользования и обособленных полосах, на/ над/ под уровнем земли, удобен в пешеходных зонах. 
Более того, системы ЛРТ выгодны не только как транспортные проекты, но и в качестве проектов по модернизации городского пространства, с помощью которых власти могут продемонстрировать свою приверженность к устойчивому развитию. В Бразилии новая система ЛРТ (VLT Carioca) стала частью схемы по обновлению центрального района Рио-де-Жанейро Порто Маравилья. Ожидается, что ежедневный пассажиропоток между центром города и портовой зоной составит 300 тыс. человек. При этом система будет полностью интегрирована с автобусами, метро, электричками, канатной дорогой, БРТ и паромами.

Насколько это безопасно?

Система ЛРТ в шесть раз безопаснее автомобиля. По данным Комитета Легкорельсового Транспорта МСОТ, собранным еще в 2009 г. в 15 городах, число несчастных случаев на ЛРТ составило 0,47 на миллион пассажирокиллометров по сравнению с 2,86 для автомобилей.
ДТП, вызванные водителями ЛРТ происходят еще реже. Однако, несмотря на безопасность самой системы дорожные происшествия с участием третьих сторон все же не могут быть полностью исключены.
За счет права проезда по обособленным путям и приоритета на светофорах снижается риск столкновения с автомобильным транспортом. Научные исследования по пассивной безопасности, сделали эти транспортные средства еще более безопасными. Кроме того, системы автономного управления, которые сейчас разрабатываются в мире, должны снизить риск столкновения с помощью раннего предупреждения водителя.

Более подробную информацию о ЛРТ можно найти здесь: 

http://www.uitp.org/…/de…/files/LRT_Knowledge%20Brief_LQ.pdf.

Более подробную информацию об исследованиях безопасности передвижений на ЛРТ можно найти здесь:

http://mobi-uitp.org/Record.htm?record=19304138124911223109&context=0

А также:http://www.uitp.org/news/knowledge-brief-LRT