Движение трамваев в Алматы было приостановлено 31 октября 2015 года. Трамвайная инфраструктура пути находятся в аварийном состоянии и требует ремонта. Со стороны жителей в последние годы было много нареканий на большие интервалы в движении и как следствие на протяжении нескольких лет фиксировался низкий пассажиропоток. Предложения по реконструкции трамвайного хозяйства (путей, депо и закуп дополнительного подвижного состава) находятся на рассмотрении в Акимате г Алматы.
Вне зависимости от решения по старым трамвайным путям, в Алматы с 2009 года рассматривается проект по скоростному легкорельсовому трамваю (ЛРТ). По данным Международного союза общественного транспорта (МСОТ), ЛРТ сейчас возрождается как высокобезопасный транспорт и 80 городов мира либо уже строят, либо планируют строительство своей первой линии.
В период с 2009 - 2011 г различными институтами по заказу Акимата г Алматы были подготовлены ТЭО, проводились исследования и согласования по формату реализации и финасированию проекта ЛРТ, но решение по реализации проекта не было принято.
С 2013 года началась новая фаза проекта и по запросу Акимата г Алматы, при поддержке Проекта ПРООН-ГЭФ «Устойчивый транспорт г. Алматы» и Европейского банка реконструкции и развития для подготовки тендерной документации для реализации проекта по схеме государственно часного партнерства (ГЧП) привлечены три группы консультантов: технические специалисты Idom (Испания), юридическая компания Norton Rose (Великобритания/Казахстан), финансовые консультанты компания Ernst&Young (Казахстан).
Со стороны Акимата г. Алматы координацией этого проекта занимается Центр обслуживания инвесторов АО "НК "СПК "Алматы". http://spk-almaty.kz/index.php/ru/for-investor/investor-service
Проект предусматривает строительство линии ЛРТ протяженностью 22,9 км. Прогнозируемая мощность от 77–106 тыс. пассажиров в сутки. Предварительный маршрут легкорельсового транспорта будет проходить от депо в Алатауском районе, далее по улице Момышулы, Толе би, Панфилова и до площади Астана - по Макатаева и улице Жетысуской. Дополнительная ветка будет идти к проектируемой станции метро в микр. Калкаман. Проектная скорость движения составит 24 км/час с 35 остановками, полный маршрут будет преодолеваться за 40 минут. Подвижной состав будет состоять из 36 поездов, при этом один поезд будем вмещать до 200 пассажиров.
Более подробно о системах ЛРТ и проекте для Алматы можно узнать по ссылкам:
Официальный сайт проекта ЛРТ: http://almaty-lrt.kz
http://alatransit.kz/ru/content/legkorelsovyy-transport-lrt-v-almaty-obzor-i-perspektivy
http://alatransit.kz/ru/content/razvitie-sistem-lrt-v-mire
Источник фото: http://investinalmaty.com/presentation/LRT_Presentation_ru.pdf